На Руси долгое время существовало три календаря – гражданский, церковный и аграрный, которые не всегда совпадали. В древности гражданский новый год начинался 1 марта. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1492 г. было решено и гражданский, и церковный год начинать с 1 сентября. С 1700 г. Пётр I своим Указом от 15 декабря 1699 г. перенёс начало года на 1 января. Пётр I ввёл юлианский календарь (введён Юлием Цезарем в 45 г. до н.э.). Поскольку в большинстве стран пользовались более точным григорианским календарём (введён в 1582 г. папой Григорием XIII), Россия " отставала " от Европы в XIX в на 12 суток, а в ХХ в – на 13. Декретом Совнаркома в 1918 г. был осуществлён переход на новый стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю – по старому стилю.
Чтобы перевести дату, данную по старому стилю, на новый стиль, нужно к ней прибавить 12 суток, если это дата события, происшедшего в XIX в., и 13 суток, если событие произошло в ХХ в.
Крестьяне в Древней Руси счёт времени вели по солнечному календарю. А поскольку народный календарь находился в тесной связи с хозяйственной деятельностью, он назывался аграрным. Опорными точками отсчёта в нём были зимний и летний солнцевороты (22 декабря и 22 июня), а также весеннее и осеннее равноденствия (21 марта и 23 сентября). Солнцестояние – момент, когда высота солнца над горизонтом в полдень минимальна (зимнее солнцестояние) и максимальна (летнее солнцестояние).
Славяне издревле справляли Новый год после зимнего солнцеворота – не 22 декабря в начале солнцестояния, а 25 декабря (12 декабря по ст. ст.), когда хоть на воробьиный скок да прибудет дня. Новогодье было рубежной датой, с которой начинался большой круг обрядов, связанных с сельским хозяйством. И поскольку землепашество всецело зависело от солнечного тепла, обрядность в основном посвящалась солнечному культу. По этому календарю год делился на две половины: одна от зимнего солнцеворота до летнего, другая – от летнего солнцеворота до зимнего.
Для большинства районов Руси самым длинным временем года являлась Зима. Крестьянин наблюдал за природой, ему было неважно, что по гражданскому календарю на улице ещё октябрь – осень. Холод говорил ему о наступлении Зимы. Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом уборки урожая, то есть от 2 августа (Ильин день) до 1 октября (Покров). Собственно лето – это короткое время созревания хлебов: с 23 июня (Иван Купала) до 2 августа (Ильин день). Началом весны считался Егорьев день – 6 мая.
По народным представлениям, две половины года взаимно влияют и обуславливают друг друга. Отсюда в приметах, пословицах, загадках так много сравнений зимы и лета, весны и осени, а времена года представляются ближайшими родственниками (" Жили были у брата три сестрицы: весна-молодица, зима-белолица и осень-водяница ").
В первую половину года занимались работами, обеспечивающими благополучие семьи, - подготовкой земли и семян к севу, севом зерна, посадкой льна, овощей и пр. Праздники этого периода проходили с обрядами, заключавшими в себе просьбы к высшим силам природы о ниспослании хорошей погоды, своевременного дождя, дружных всходов, приплода скота.
Во вторую половину года проводили сенокос, жатву и обмолот зерна, уборку льна и др. В праздничных обрядах этого периода благодарили высшие силы природы за полученный с их помощью урожай.
Зависимость от аграрных работ подчинила жизнь крестьян определённому трудовому ритму. Время они отсчитывали от одного природного события до другого, от одного праздника до другого. Это сплачивало людей, создавало единый, нерушимый уклад жизни, соблюдавшийся на протяжении многих столетий. Земледельческий календарь отражал ритмичность годового аграрного цикла. В нём прочно устанавливалось понятное и оправданное для труженика-крестьянина чередование праздников и будней, постов и дней обильной, сытной еды. При этом отдых от физического труда не означал веселья как безделья. Каждый праздник имел своё особое значение, был связан с определёнными формами поведения и культурными традициями. Каждый мог проявить свою индивидуальность в хороводе, песне, наряде. Праздник означал свободное общение, контакты между людьми, ощущение себя членом сообщества.
С течением лет, в зависимости от местности, народный календарь претерпевал определённые трансформации, но по-прежнему оставался необходимым компонентом быта и культуры большинства жителей России.
Сведения о том, когда наступит праздник, когда произойдёт очередное природное событие передавалось устно от родителей к детям, но также существовали и календари. Они могли быть разнообразными, например, деревянные: на них специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, начало и конец сельскохозяйственных работ, время будничное и время праздничное, время совершения обрядов.
А ещё были календари, вышитые на полотенцах и фартуках. Такой календарь обнаружили этнографы в одной из каргопольских деревень на Севере. Узор вышивки представлял собой незамкнутое кольцо, похожее на толстую гусеницу, свернувшуюся вокруг ромашки с длинными узкими лепестками и маленькой сердцевиной. " Гусеницу " и " цветок " окружали различные петельки, кружочки с крестиком в центре, сердечки, спиральки. Что бы это могло означать? Ведь в рисунках народной вышивки никогда не бывает ничего случайного. И цветы, и орнаменты, и изображения людей и животных – всё это представляет собой как бы шифр, рисунками и знаками изображаемый миф. Но каргопольская «гусеница» оказалась интереснее всего. Узор назывался " месяцеслов ", и это был календарь! И календарь непростой, он обозначал праздники. С помощью этих условных знаков (а всего их 34) была расшифрована информация о времени проведения праздников. Такие календари берегли и передавали из поколения в поколение.
В виде круга этот календарь вышивальщица выполнила, очевидно, не случайно: ведь в сознании наших прародителей год был " круглым ", а время – цикличным и представляло собой круговорот природных событий. Идея кругового календаря воплощалась то в таинственных древних круглых строениях, то в каменных плитах с концентрическими кругами, покрытыми густыми и сложными узорами.
Листая наш настольный календарь, мы понимаем время как вереницу дней, идущих один за другим ровным строем. В сознании древних людей время было иным – цикличным, и измерялось не цифрами, а событиями. Праздник – это событие. Каргопольский календарь и размечен знаками событий. Рассматривая эту необычную схему, можно хотя бы отдалёно представить себе годовую жизнь общества от праздника к празднику.